Гагаринский район. Село Васильевское. Усадьба Повалишиных. Последняя треть XVIII — начало XIX вв

Находится возле пруда у дороги, в стороне от села. Состоит иэ главного дома, нескольких служебных построек и колокольни Благовещенской церкви. Церковь была построена еще в 1770-х гт., а на рубеже XVIII-ХIХ вв. по заказу владельца имения Повалишина сооружен усадебный дом. Видимо, тогда же был устроен обширный парк с прудом перед   домом, а эатем различные хозяйственные постройки - кухонный корпус, каретная, дома для управляющего и для батраков, хлебный амбар, а несколько позднее - теплая домовая церковь, Это один из усадебных комплексов эпохи классицизма, сохранивший большинство своих сооружений. Он четко разграничен на две зоны: парадную с усадебным домом и церковью посреди парка, расположенного по обеим сторонам пруда, и хозяйственную, вытянутую вдоль дороги, с рядом служебных строений. К нашему времени церковь и отдельные службы разобраны, а парк сильно зарос. На берегу пруда воэвышется  крупный дом - главное здание усадьбы. Напротив нeго, на противоположном высоком берегу среди зелени парка вздымается стройная колокольня церкви Благовещения, высотная доминанта всего ансамбля.


Главный дом и колокольня

Главный дом - оригинальная монументальная постройка дворцового типа в формах зрелого классицизма. (нераспознано) (подвальный этаж) и деталями декора из белого камня. Над основным, прямоугольным в (нераспознано) этажом воздвигнут невысокий крестообразный объем второго завершенный по центру круглым бельведером с пологим куполом и шпилем. Торжественность внешнего облика подчеркивается дорическим портиком торцового фасада: 4 колонны из белого камня, с (нераспознано) сужением кверху, поставлены на подиум с лестницами по краям. Такие портики, очевидно, украшали прежде северный и восточный фасады, ныне сохранившие лишь пилястры, которые ранее находились за колоннами. В настоящее время место восточного торцового портика занимает деревянная терраса второй половины XIX в. Обращенный к пруду южный фасад имеет по оси слабый ризалит с арочными и круглыми нишами. Большие прямоугольные окна заключены в ленточные обрамления с ушами. Нарядный бельведер декорирован парными тосканскими полуколоннами между широких окон.

Внутри планировка обоих этажей симметрична относительно круглого зала в центре здания. К залу крестообразно примыкают четыре прямоугольных: большие - по продольной и меньшие - по поперечной осям. В правом большом зале устроена лестница. Угловые части нижнего этажа занимают одинаковые аванзалы. В нижнем круглом зале с плоским потолком сохранились стоящие вдоль стен 8 деревянных колонн с лепными композитным капителями. Высокий круглый верхний зал, хорошо освещенный окнами бельведера, сохранил рельефные тяги над дверьми,    под нишами внизу окон и у основания его купола.

Колокольня построена из кирпича и оштукатурена. Оригинальное четырехъярусное сооружение в стиле переходном от барокко к классицизму благодаря изяществу и нарядному убранству с белокаменными деталями родственно произведениям Ринальди. Сравнительно невысокий нижний четверик, прорезанный с трех сторон широкими арками, несет два доставленных друг на друга и вытянутых вверх восьмерика   с вогнутыми диагональные гранями и арочными проемами   по сторонам света. Полукруглая (нераспознано) служит переходом к круглому ярусу с высоким деревянным шпилем на восьмигранном основании.

Нижний ярус колокольни о рустованными устоями прежде украшали парные колонны. Восьмерики, завершенные антаблементами с дентикулами, имеют на вогнутых углах две (на нижнем) или три (на верхнем) пилястры. Над проемами двух нижних ярусов расположены круглые ниши в обрамлениях, а в верхнем - круглые проемы с огибающими их карнизами. Все ярусы перекрыты сомкнутыми сводами.

Оригинальным памятником запоздалого барокко была церковь, при которой возвели эту колокольню. Изяществу высокой колокольни с острым шпилем противостояла внушительная ярусная композиция храма с контрастным убыванием объемов кверху. На двусветном четверике, имевшем на флангах фасадов сдвоенные узкие пилястры, высился широкий восьмерик с вогнутыми диагональными гранями. Каждую такую грань почти без просветов   заполнял ряд из шести пилястр.  По странам света грани завершались небольшими полукружиями.  На своде этого восьмерика был возведен приземистый восьмеричок, также с вогнутыми диагональными гранями и полукружиями по сторонам света. Если на четверике и на основных гранях широкого восьмерика поверхность стен была гладкой  (прямоугольные окна не имели обрамлений), то по периметру меньшего восьмеричка почти непрерывно или очень короткие пилястры - с капителью в треть высоты ствола.  Меньший восьмеричок служил основание восьмигранному постаменту главки с устремленным вверх.острием.

Среди служебных построек внимание прежде всего привлекают два небольших одноэтажных здания у дороги - дом управлявшего и дом батраков. Кирпичные и оштукатуренные, они имеют в плане прямоугольник и по пять окон на главном фасаде. Скромный декор классицизма состоит из простых карнизов и пилястр между окнама главного фасада (дом управляющего)  или из руста на углах (дом батраков).

Такой же скромный облик в духе классицизма имеют каретная и хлебный амбар - одноэтажные постройки, также кирпичные и оштукатуренные. Их сильно вытянутые прямоугольные объемы (особенно у амбара) расчленены по фасаду пилястрами и завершены простым карнизом. Внутри каретная имеет (нераспознано) планировку (нераспознано) помещениями по бокам, восходящую к постройкам Древней Руси. Амбар состоит из ряда отдельных помещений без окон,  но с собственными выходами наружу.